Кот Мурр

Кошачий персонаж может использоваться и при создании сатирических образов. Примером такого литературного приема, когда животному приписываются человеческие поступки, являются многочисленные герои басен Эзопа, Лафонтена, а также Ивана Андреевича Крылова.

Интересный образ получился у немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Писатель использовал его при написании романа «Житейские воззрения кота Мурра». У кота Мурра был его реальный прототип — питомец самого Гофмана. Животное отличалось на редкость сообразительным нравом и необыкновенно привлекательной внешностью. Писатель был очень привязан к своему коту. Он даже создал пафосное воззвание к друзьям по поводу смерти своего питомца. Гофман рассказывал даже о том, что Мурр часто был и непосредственным критиком романа — нередко он мирно дремал на нем, периодически проверяя написанное лапой на ощупь. В своей книге Гофман показывает, как человек приспосабливается к реальной жизни, неизбежно теряя в чем-то. Персонаж кота Мурра — типичный представитель людей начала XIX века. Они обладают определенными мнениями об окружающем мире. Считают правильной только свою точку зрения, остальные для них — отсталые заблуждения. В то же время, люди и не подозревает, что свою правоту они доказывают тем же методом, что и их соперники.

В Мурре Гофман воплощает незаурядный характер. У кота, в отличие от остальных героев, существенно шире кругозор, он более начитан и образован. Он прекрасно знает язык своих соперников — пуделей и даже пишет научную работу под названием «О влиянии мышеловок на психологию кошачества». В своих воззрениях Мурр переживает об утере чувства гражданского долга, о том, что оно отошло далеко в прошлое. В то же время, он чутко улавливает «тоску по отеческому чердаку»  ничто иное, как тоску по Родине, весьма распространенном чувстве той эпохи. Мурр сам верит в свою необыкновенность, в талантливость. Он общается с другими только потому, что они могут поддержать разговор о его уникальности и уникальности его трудов. Поэтому Мурра, в какой-то степени, можно назвать эгоистом и снобом.

Но Мурр далеко не идеален, и периодически он сам совершает различные поступки и проступки. Так, он сам съедает рыбную голову, предназначенную для матери. Он начинает считать себя центром мира. Свои, как кажется самому Мурру, бесценные творения, кот перекладывает биографическими листами музыканта Крейслера. Автобиография Крейслера служит в качестве бумаги-промокашки, чтобы не размазались чернила. Однако истинную художественную ценность для читателя представляют именно мемуары Крейслера.

Избрав в качестве литературного образа именно образ кошачий, Гофман тонко подмечает особенности непосредственно кошачьего характера. Он не пытается представить кошку в наиболее выгодном свете. Напротив, Гофман старается быть как можно более объективным судьей. Но это не умаляет ни любви писателя к кошкам, ни уникальности и неординарности кошачьей натуры.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *